Четверг, 10 Дек 2015 в 8:49
Люди с ограниченными возможностями не личности
«Больной человек гражданином не является». Из-за учебника разгорелся скандал.
В один прекрасный день путешествуя по соцсети facebook я зашла страничку журналистки Анны Наринской. На страничке обратила внимание на заметку от 22 сентября, в которой она цитировала учебник по обществознанию 8 класса. В нем было написано, что человек, страдающий психическим заболеванием, «не является личностью». Меня это заинтересовало, и я стала дальше добывать информацию. Мой интерес привел меня на сайт с петициями на котором было опубликовано письмо к Ливанову Д. В.
Президент центра проблем аутизма Екатерина Мень 24 сентября опубликовала петицию с требованием изъять учебник из аборота. На день написания этой статьи петицию подписали 1 500 человек.
Письмо направленно министру образования Российской Федерации Г-ну Ливанову Д. В. В требовании изъять учебник по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. (изд-во «Дрофа», 2014) из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ.
Учебник по Обществознанию за 8 класс авторов Никитиной Т.И и Никитина А.Ф. издательства «Дрофа» 2014 года выпуска. Из библиографического описания на контртитуле издания следует, что учебник «содержит обширный практический и теоретический материал по курсу обществознания. Учебник создан с учетом современных научных представлений о духовном мире личности, о социальных отношениях, о государстве и праве, социальной структуре общества.» И далее – «Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень».
На 10-ой странице учебника «научные размышления авторов о современном мире» приобретают следующую форму.
Цитата: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства, страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.
Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Конец цитаты.
Авторы нас призывают — «Давайте поразмышляем».
Давайте! отвечают им взаимностью читатели учебника, призванного в рамках данной дисциплины формировать социальные компетенции и гражданское сознание у молодых граждан России. Но прежде размышлений мы вынуждены обратиться к некоторым историческим фактам, которые, судя по общим, разлитым по всему тексту учебника невежеству и малограмотности, ускользнули от внимания авторов этого наставнического пособия.
Во-первых, хочется напомнить нашим замечательным авторам название официальной евгенистической программы немецких национал-социалистов по физическому уничтожению и стерилизации людей с психическими расстройствами, наследственно отягощённых больных и умственно отсталых. Она носила название «Акция Тиргартенштрассе 4» и вошла в историю, как «Программа Т4». С самого начала в рамках этой программы уничтожались только дети до трёх лет и далее все остальные возрастные группы. Вильгельм Шаллмайер один из идеологов нацистской концепции расовой гигиены, является автором одного из ведущих учебных пособий по расовой гигиене. В данном учебном пособии он предлагал, в частности, лишать возможности воспроизводства «дегенератов» и эпилептиков, а все потраченные денежные средства на их стерилизацию, необходимо возлагать на родителей в качестве наказания за то, что они произвели на свет «низших детей».
Профессор психиатрии Альфред Гохе и профессор юриспруденции Карл Биндинг, написали и в 1920 году опубликовали книгу «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни».
В этой совместной работе, авторы заявили, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство — это праведный и полезный акт». Их утверждение, о том, что некоторые люди — просто лишний балласт, который создает одни неприятности для всех остальных, а также, что немаловажно, и экономические издержки, произвело невероятное впечатление на очень известную историческую фигуру по имени Адольф Гитлер. Авторы данной книги вполне однозначно заявляли, что существование пациентов в психиатрических лечебницах (они называют их, «балластными существами» и «пустоты в оболочке» — лиц, не способных к человеческим чувствам) полностью лишены смысла и ценности. А Карл Биндинг напрямую призывал государство, создать специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни. Впечатленный текстами немецких евгеников, Гитлер положил эти «теории» в основу своего жестокого за всю историю XX века труда «Mein Kampf» — книги, заложившей основу для убийства миллионов людей.
Читателю учебника по Обществознанию для 8го класса, изданного и официально одобренного в Российской Федерации в 2014 году, не нужно обладать слишком бурной фантазией, чтобы увидеть очевидное сходство между текстом Никитиных о том, что человек с психическими заболеваниями «лишен важных сторон человеческой сущности и не является личностью» и текстом нацистского психиатра Альфреда Гохе о том, что люди с психическими заболеваниями — «балластные существа» и «пустоты в оболочке», не способные к человеческим чувствам». Мы будем весьма признательны, если кто-то из экспертов, проверявших данный учебник и одобривших его для применения в российских школах, сможет указать нам на различие в посылах между текстом Никитиных и текстом нацистского психиатра Альфреда Гохе
Хотелось бы индивидуально напомнить, для людей с короткой исторической памятью, что идеи национал-социализма (которые некоторые из вполне ученых его идеологов называли «прикладной биологией») довольно пышно «расцвели» и были затем применены в обширной борьбе не только с больными людьми, но и целыми народами, именовавшимися в лексиконе нацистов «низшими расами»: евреями, поляками, цыганами. Ровно эта концепция стала вдохновляющим ресурсом для цели уничтожения славян – цели, послужившей основой всем зверствам, перенесенным народом нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Всего лишь несколько строк в учебнике. Всего лишь несколько широко озвученных вполне уважаемыми на тот момент немецкими врачами и юристами идей. В итоге – позволим себе напомнить господам Никитиным и всему Министерству образования РФ – за период действия Программы, согласно неполным данным, до начала войны умерщвлено 70 тысяч человек с психическими заболеваниями и физической инвалидностью, целенаправленно убито не менее 5 000 детей-инвалидов, , 400 тысяч человек принудительно стерилизовано. Нам, обычным читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший к смертной казни более 20 человек– врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу –по существу преступлений против человечности.
От себя хотелось бы напомнить, что я представила вашему вниманию всего лишь часть письма. Полную версию смотрите по этой ссылке.
Люди с ограниченными возможностями не личности
Посмотрите короткое видео из новостей первого канала.
Люди с ограниченными возможностями не личности, утверждают авторы этого учебника. Конечно если слову личность дать определение, то в социально-психологическом плане, на эту тему можно активно подискутировать. А к примеру понятие гражданин неправильно преподносится школьникам.Речевой оборот, который авторы применяют в школьном учебнике, говорит о непонимании основ законодательства, основ права. Существует понятие правоспособность , то есть у каждого человека есть свои права и обязанности с самого рождения. А полная дееспособность по конституции у нас наступает с 18 лет. Я прихожу к собственному выводу, что авторы ошиблись в своих высказываниях на 100 % утверждая что люди с ограниченными возможностями не личности.
На сегодняшний момент издательство «Дрофа» отреагировало на возмущение общественности, сообщив об остановке продаж этого учебника. Издательство готово отозвать учебник и заменить его на другой в случае, если после дополнительной экспертизы, он не получит одобрения экспертов.
Очень важно уточнить, что ранее учебник по обществознанию 8 класса авторов Татьяны Никитиной и Анатолия Никитина успешно прошёл общественную, педагогическую и научную экспертизу РАН, еще в 2011 году. По результатам экспертиз, он был включен в перечень учебного материала. Учебная книга авторов Никитиных неоднократно проходило все положенные по закону экспертизы, в которую входила и общественная экспертиза тоже. Последняя экспертиза была проведена в 2014 году. Вот теперь нужно задуматься как учебник пережил 13 переизданий, почему ни кто раньше не обратил внимание на эту ошибку и как его утвердили эксперты миноброзования, как многочисленные экспертизы пропустили этот факт. А между тем пособие авторов Никитиных уже давно включено в федеральный перечень учебников.
Скорее всего по всем возникшим вопросам придется отвечать представителям Минобразования России.
Скандал разгорелся быстро и так же быстро затих. Что сейчас происходит? Изъяли ли его из школьной программы или нет никто не знает! Школа в которой дети учились по данному учебнику никаких комментариев не дает. Издательство «Дрофа» остановило продажи, но с прилавков магазинов учебник еще полностью не убран и его можно купить и по сегодняшний день, а сегодня уже 10.12.2015. До шла ли петиция до своего адресата, тоже неизвестно. Постараюсь быть в курсе по этому вопросу и буду следить за новостями.
- Category: Для родителей, Разное
- Отзывов (3)
Надежда
08 Мар 2016 в 19:49
Добрый день! На сегодня нашла учебник, о котором идёт речь, в продаже на озоне. Вы не в курсе, что ответили из Минобразования?
Клещунова Олеся
14 Мар 2016 в 11:02
Я пока не в курсе, что с продаж должны были снять это точно, но получается это просто слова, а по поводу проверки которую должен был пройти учебник пока тишина. Неизвестно проходил ли он проверку и какое заключение вынесено. Пока тишина, я думаю до 1 сентября будет тихо, а там новости должны появиться.
Denis
10 Май 2016 в 21:05
Благодаря таким «ошибкам» и формируется неправильное отношение к людям с повышенными потребностями, сначала в школе, потом и в взрослой жизни. А ведь такое пропускают в печать умные и образованные люди.